Ну что ж, лето кончилось официально и бесповоротно - Вялiкi тэатр открывает новый сезон.
Премьера послезавтра, но меня приобщили уже вчера - я ее посмотрела на генеральном прогоне. Узнала заодно, темнота, что их бывает два: со зрителями (вроде того, на котором я смотрела "Анюту"), и без. Вчера был без, меня привели в театр со служебного входа, который оказался очень далеко от центрального, и пока вели в фойе (как странно, кстати, было видеть его пустым и темным), из которого можно попасть в зал, у меня начались первые потрясения. Я боялась отпускать руку своей приятельницы и доводила ее до лежачей истерики вопросами (абсолютно серьезными, между прочим) типа: "как вы тут передвигаетесь без навигаторов?!" и "как часто находят в каком-нибудь укромном уголке бренные останки посторонних?")))
За несколько минут до начала техники пару раз проверили, как открывается-закрывается занавес, я увидела на сцене г-на главного постановщика, который по-хозяйски раздавал последние ЦУ, и закопалась в самый темный угол бенуара, испытывая непреодолимое желание слиться либо со спинкой кресла, либо с обивкой балюстрады). Решение было импульсивным и стратегически неверным - с началом спектакля он переместился за режиссерский пульт в проходе за 8-м рядом и оказался у меня ровно перед глазами. Отвлекал от действия примерно так же, как Орсер или Морозов за бортиком. Сколько все-таки у человека харизмы... *вычеркивает фоннадские охи, ахи и прочее*)))
Теперь про спектакль.
Постановка заранее обещала национальный колорит, музыку и язык, и меня это, если честно, изначально не воодушевляло. Но - против собственных ожиданий, впечатлилась, и очень.
Либретто по мотивам произведения Владимира Короткевича - это едва ли не единственный белорусский писатель, которого я читала с удовольствием. Читала, правда, только самые известные его вещи, "Дикую охоту короля Стаха" и "Черный замок Ольшанский", он потрясающе смешивает глубокие исторические познания с острым сюжетом, шекспировскими страстями и незаурядными характерами. "Седую легенду" нашла и буду читать обязательно - история даже на фоне традиционного для оперы стиля "все умерли" полна трагедии и какой-то даже не средневековой, а первобытной, не до конца понятной жестокости.
Про музыку Дмитрия Смольского не могу сказать ничего определенного, но по крайней мере, и отрицательного тоже. Но даже при том, что она не относится к мировым шедеврам, весь спектакль целиком - просто потрясающий. Поразилась в очередной раз способности г-на Панджавидзе сотворить такое зрелище - мрачно-красивое, динамичное, выдержанное и, не побоюсь слова, стильное. Декорации, оформление, предметное наполнение сцены, свет, костюмы просто великолепны. Праздник для визуала.
У меня даже есть ощущение, что я, возможно, захочу его еще раз посмотреть.
"Седая легенда"
pod-lod
| пятница, 07 сентября 2012